Рама самосвала выступает в качестве основы, «скелета». Именно на ней закрепляются все агрегаты и механизмы. Именно она несет внутреннюю и внешнюю нагрузку в момент стоянки и движения.
Учитывая множественные и довольно тяжелые нагрузки, к раме самосвала предъявляются определенные требования:
Жесткость и высокие показатели прочности. Они важны, если учитывать, что главное предназначение самосвальной автомобильной техники — перемещение на большие расстояния крупнотоннажных грузов.
Небольшие показатели массы.
Рациональная схема, включающая и правильную форму, способствующую технологически выверенному и выгодному расположению на раме всех составляющих элементов самосвала.
Рама самосвала как несущая часть автомобиля обладает неоспоримыми преимуществами:
Применение рамной схемы упрощает технологию сборки автомобиля.
Самосвалы на рамной конструкции проще ремонтируются.
В отличие от кузовной системы, рамная позволяет устранять неполадки зачастую без специальных условий СТО.
Основными типами рам грузовых автомобилей являются лонжеронные и хребтовые рамы.
Лонжеронная. В ее основе две штампованные банки продольного типа швеллерного сечения, связанные между собою поперечинами. На поперечинах располагаются агрегаты и механизмы самосвала. Дополнительно они придают жесткости всей конструкции. Как правило, поперечины и две продольные банки закрепляются между собою с помощью заклепок, а сама рама изготавливается из низкоуглеродных сталей. Вместе с заклепками на раме такого типа применяются и болты для закрепления на них кронштейнов и других приспособлений для установки агрегатов на самосвал.
Важно! Поскольку рамы лонжеронного типа легко деформируются при скручивающих нагрузках, для их производства или закрепления на них механизмов и агрегатов редко применяется сварка. Сварные швы в момент нагрузок на изгиб и кручение легко станут причиной образования трещин.
Хребтовая рама самосвала меньше встречается. Она выполняется в виде стальной трубы с большим диаметром, которая проходит продольно оси всего самосвала. В своей передней части на раму устанавливается кабина. Это становится возможным благодаря раздвоению конструкции и образованию продольных лонжеронов. На них же крепится и коробка передач.
Карданная передача устанавливается внутрь трубы. Крутящий момент к колесам подается через качающиеся полуоси с ведущих мостов самосвала, на которых устанавливаются подрессоренные редукторы.