После того как чисто случайно люди заметили, что асфальтные массы после проезда по ним телегами становятся твердыми, они догадались использовать это качество для формирования дорожного покрытия. Первоначально, конечно, с этой целью активно применялся ручной труд. Постепенно технические усовершенствования стали заменять активное участие человеческой мускульной силы.
Укатка щебеночных одежд проводилась многокилограммовыми трамбовками. В 1829 году французский инженер Полонсо предпринял попытку сменить их и произвел укатку катком. Его вес составил 3 тонны и впоследствии был увеличен до 4.5 тонн. При диаметре вальца в 2.1 метра и шириной укладываемой полосы в 1.6 метра, машина была собрана из дубовых брусьев, окованных железными обручами. Характерной особенностью катка Полонсо стала вогнутость на брусьях, с чьей помощью формировалась цилиндрическая поверхность дороги, а щебень не покидал укладываемую массу. Примечательно, что в качестве утяжелителя в этой машине использовался песок или гравий. Они засыпались в боковые диски катка через специальные отверстия.
Впоследствии, с приходом в мир техники паровых двигателей, предпринимались попытки создать паровые катки. Некоторые из них имели трехвальцовую схему.
Читатели могут нас обвинить в том, что вводим их в заблуждение. Действительно, каток несколько отличается от асфальтоукладчика. Рассказывая о первых попытках укатки дорожного покрытия французскими инженерами, мы хотели показать, что попытки облечения ручного труда в дорожном строительстве волновали человечество уже давно.
Первым реальным асфальтоукладчиком, который по своей конструкции ближе всего к современным моделям этой дорожно-строительной техники, стал укладчик американского инженера Барбера. Предприимчивый житель США сделал из своего технического усовершенствования, по сути, золотую жилу. Он запатентовал его, а впоследствии стал выпускать массово, став основателем знаменитой на весь мир фирмы «Барбер-Грин».
Технический гений Барбера ввел в обиход принципы свободно плавающих и самовыравнивающих рабочих органов на машинах для укладки асфальта.
Первая попытка реального применения машины американского инженера была предпринята в 1939 году. Испытательный образец попытался уложить асфальтную смесь на дороге перед офисом компании «Барбер-Грин». Попытка оказалась успешной, и уже в следующем году успешные предприниматели начали выпуск первой модели асфальтоукладчика. Их детище уже тогда могло похвастать производительностью в 200 тонн смеси в час. На 1940 год это была неслыханная до того цифра.