Top.Mail.Ru
8 окт 2021

Первые асфальтоукладчики

После того как чисто случайно люди заметили, что асфальтные массы после проезда по ним телегами становятся твердыми, они догадались использовать это качество для формирования дорожного покрытия. Первоначально, конечно, с этой целью активно применялся ручной труд. Постепенно технические усовершенствования стали заменять активное участие человеческой мускульной силы.

Укатка щебеночных одежд проводилась многокилограммовыми трамбовками. В 1829 году французский инженер Полонсо предпринял попытку сменить их и произвел укатку катком. Его вес составил 3 тонны и впоследствии был увеличен до 4.5 тонн. При диаметре вальца в 2.1 метра и шириной укладываемой полосы в 1.6 метра, машина была собрана из дубовых брусьев, окованных железными обручами. Характерной особенностью катка Полонсо стала вогнутость на брусьях, с чьей помощью формировалась цилиндрическая поверхность дороги, а щебень не покидал укладываемую массу. Примечательно, что в качестве утяжелителя в этой машине использовался песок или гравий. Они засыпались в боковые диски катка через специальные отверстия.

Впоследствии, с приходом в мир техники паровых двигателей, предпринимались попытки создать паровые катки. Некоторые из них имели трехвальцовую схему.

Чью же машину можно по праву назвать первым асфальтоукладчиком

Читатели могут нас обвинить в том, что вводим их в заблуждение. Действительно, каток несколько отличается от асфальтоукладчика. Рассказывая о первых попытках укатки дорожного покрытия французскими инженерами, мы хотели показать, что попытки облечения ручного труда в дорожном строительстве волновали человечество уже давно.

Первым реальным асфальтоукладчиком, который по своей конструкции ближе всего к современным моделям этой дорожно-строительной техники, стал укладчик американского инженера Барбера. Предприимчивый житель США сделал из своего технического усовершенствования, по сути, золотую жилу. Он запатентовал его, а впоследствии стал выпускать массово, став основателем знаменитой на весь мир фирмы «Барбер-Грин».

Технический гений Барбера ввел в обиход принципы свободно плавающих и самовыравнивающих рабочих органов на машинах для укладки асфальта.

Первая попытка реального применения машины американского инженера была предпринята в 1939 году. Испытательный образец попытался уложить асфальтную смесь на дороге перед офисом компании «Барбер-Грин». Попытка оказалась успешной, и уже в следующем году успешные предприниматели начали выпуск первой модели асфальтоукладчика. Их детище уже тогда могло похвастать производительностью в 200 тонн смеси в час. На 1940 год это была неслыханная до того цифра.

Возврат к списку