Подъемный механизм, оборудованный башней, противовесом, стрелой, закрепленной сверху на башне и лебедкой, принято называть башенным поворотным краном. Чаще всего он применяется в строительстве. Его функциональность позволяет разгружать и загружать транспортные средства, перемещать грузы в пределах стройки, поднимать многотонные грузы на заданную высоту.
Как понятно из названия, поворотным этот подъемный механизм называют потому, что он имеет нижнюю поворотную платформу и нижний противовес. Особенность устройства такой грузоподъемной техники позволяет ей вращаться вокруг своей оси, в отличие от неповоротной разновидности, которая может только поднимать грузы и перемещать их горизонтально. Очень часто краны такого типа применяются в малоэтажном строительстве.
Башенный кран с поворотной башней включает в свое устройство непосредственно саму башню, оборудованную оголовком и распоркой, стрелу, поворотную платформу, на которой размещаются стреловая и грузовая лебедка, поворотный механизм и противовес в виде плит.
Данный вид кранов подразделяют и по ряду других параметров:
По типу применяемой стрелы. Подъемная стрела с подвешиваемым на ее конец грузом. Ее вылет изменяется за счет подъема через поворот относительно опорного шарнира, закрепленного у основания башни. Балочная стрела с подвешиваемым к грузовой тележке грузом перемещается при изменении вылета по направляющим стреловым балкам.
По способу перемещения. Стационарный тип отличается установкой на фундамент или иное основание около возводимого здания с одной из его сторон. Иногда, при высотном строительстве такой тип установки страхуется закреплением крана непосредственно за здание (приставной тип). При самоподъемном типе установки башенный кран устанавливают на конструкциях строящегося объекта и при помощи собственных механизмов наращивают по мере роста высоты здания.
Передвижные подъемные краны с поворотной башней оборудованы ходовым устройством, которое может перемещаться по территории строительной площадки или склада. Такие виды грузоподъемной техники могут быть самоходными и перемещаемыми посредством буксирования.
По виду ходового устройства такая техника делится на:
рельсовые;
шагающие;
установленные на автомобильное шасси;
пневмоколесные
гусеничные.