Официально подтвержденный факт вредных выбросов от асфальтобетонных заводов закреплен в методических разработках и экологических документах. Согласно им, АБЗ в процессе своей работы выделяют в атмосферу десятки вредных веществ. Давайте разбираться, какие это вещества.
Если верить словам официальных экологов, то работа асфальтных производств провоцирует появление в атмосфере следующих веществ:
Сажа. Она выбрасывается в воздухе при работе дизельных фронтальных погрузчиков и самосвалов, которые, так или иначе заняты на таких производствах.
Неорганическая пыль с преобладанием диоксида кремния. Она формируется в момент перегрузки минеральной составляющей асфальта в бункера.
Мазутная зола. Формируется в том случае, если мазут на АБЗ используется в качестве топлива.
Диоксид серы, полициклические углеводороды, оксиды азота и углерода. Эти вещества появляются в атмосфере вокруг асфальтобетонных заводов вместе с парами битума или же в результате неполноценного сгорания топлива. Некоторые виды полициклических углеводородов являются канцерогенами.
Учитывая этот неполный список вредных веществ, контролирующие органы в России отнесли АБЗ к производствам второго класса опасности и в пределах 500 метров от их забора запрещена любая, даже точечная застройка. Но запрещена не только она. По сути, это зона отчуждения, в которой нельзя делать ничего.
Современные модели асфальтобетонных заводов отвечают высоким нормам экологической безопасности. В их конструкции обязательно введены модули, чья работа позволяет существенно снизить показатели загрязнения окружающей среды вокруг АБЗ.
В типичную схему очистки входят:
пылеуловители;
группы циклонов;
рукавные фильтра с фильтровальными рукавами.
С их помощью улавливаются крупные частицы и определенная часть мелких загрязняющих частиц. Авторитетные производители таких заводов используют собственные фильтровальные установки. Они сертифицируются в соответствии с установленными экологическими нормами и зачастую являются запатентованными изобретениями.
Такие меры позволяют ограничить выбросы пыли. А как же быть с летучими продуктами горения? На сегодняшний день проблема оксидов, углеводородов, проходящих через рукавные фильтры, решается с применением более экологичных видов топлива и подбора более оптимальных горелок, обеспечивающих высокий КПД сгорания топлива. К примеру, на практике уже давно доказан существенный экологический эффект при смене мазута на природный газ или же его биологические аналоги.