Экскаватор можно по праву назвать самой первой из землеройных машин, применяемых в строительстве и в добывающей сфере. Трудно себе представить эти сферы хозяйствования без использования таких землеройных машин с функцией загрузки разработанного грунта. Производители экскаваторов сегодня наделяют эти машины широким потенциалом, комплектуя их помимо основного рабочего органа — ковша и дополнительным оборудованием. Навесными механизмами, позволяющими этим машинам выполнять широкий спектр работ, становятся:
грейферы;
гидромолоты;
погрузочные ковши различной конфигурации и типа;
гидравлические ножницы.
Различные страны производители экскаваторов ставят такие машины на различные типы шасси. Самыми распространенными ходовыми частями являются гусеничный и колесный ход. Специализированными машинами являются плавающие и шагающие экскаваторы. Как понятно из названия, первые применяются на водоемах для расчистки их дна и русла, вторые являются сложной карьерной техникой с особым типом перемещения.
По типу действия экскаваторы подразделяются на машины цикличного и непрерывного действия. Первыми являются одноковшовые модели с относительно небольшой производительностью. Многоковшовые экскаваторы непрерывного действия являются современными, сложными комплексами, позволяющими в короткие сроки разрабатывать десятки тонн руды, сыпучего строительного материала, быстро и качественно формировать траншеи, котлованы и канавы.
Основными направлениями развития такой техники ее ведущие производители называют повышение производительности машин. Совершенствуя популярные модели и разрабатывая новые машины, заводы-производители экскаваторов увеличивают скорость рабочих операций и усилия, прилагаемого к процессу копания. Такой подход позволяет увеличить цикловую производительность. Некоторые производители пошли дальше и стали совершенствовать кинематическую схему стрелы, тем самым увеличивая рабочую зону машины.
Современные производители из Европы, Китая и США автоматизируют режимы работы двигателя, задавая изначально схему-программу его функционирования в зависимости от режимов нагрузки. Оригинальными являются идеи быстрой смены дополнительного оборудования для исключения рисков длительных технических простоев.
В целом, курс, выбранный ведущими заводами производителями экскаваторов по всему миру, нацелен на снижение частоты вероятных ремонтов и объема технических обслуживаний таких машин. Так сокращаются расходы эксплуатанта на содержание экскаватора.