Валец дорожного катка — рабочая часть асфальтоукладчика. Она используется для уплотнения дорожных смесей или предварительно спланированных насыпных грунтов, щебеночных и гравийных материалов при сооружении и ремонте автомобильных трасс и иных сооружений.
Это, по сути, основной рабочий орган катка. На таких машинах устанавливаются разные типы вальцов:
вальцы гладкие. Этот тип рабочего органа используют непосредственно при укладке асфальта. С его помощью из асфальтобетонной смеси выталкивается воздух, увеличивается связанность между отдельными частями смеси, а насыпные строительные материалы дополнительно утрамбовываются;
кулачковые вальцы катка. Этот вид рабочего органа имеет небольшие выступы по всей своей поверхности. Как правило, катки с вальцами такого типа особенно эффективно применять по рыхлым грунтам;
пневмоколесные конструкции. Это особый тип вальцов, при которых трамбующая поверхность этой дорожной машины формируется набором колес, установленных в определённом порядке;
решётчатые вальцы катка. Как понятно из названия этого рабочего органа, поверхность вальца покрывается решетчатыми выступами, с чьей помощью увеличивается уплотнение дорожного покрытия и дробятся крупные фрагменты грунта.
Дорожные катки классифицируют, в том числе и по количеству применяемых вальцов. Как правило, на дорожных машинах такого типа устанавливаются один, два или три вальца.
В зависимости от типа применяемого вальца дорожные катки подразделяются на:
статические машины. Оснащаются металлическими, гладкими вальцами;
вибрационные машины. Отличаются нахождением внутри гладких металлических вальцов груза со смещенным центром тяжести, за счет которого и обеспечивается вибрационно-трамбующее действие машины;
пневмоколесные катки. Катки, оснащенные пневмоколесными вальцами, применяются в дорожном строительстве, отличаются высокой проходимостью и простотой в эксплуатации и возможностью самостоятельной доставки техники к месту проведения работы;
катки с кулачковыми вальцами. Катки с помощью кулачковых выступов вальцов не только разрушают комья грунта, но и одновременно трамбуют его нижний слой;