Разработка грунта экскаватором — наиболее часто проводимая часть общестроительных и гидромелиоративных работ. По данным статистики, для нее в 50% случаев применяют одноковшовую экскаваторную технику. С помощью одноковшовых машин выполняется следующий перечень работ:
выемка и отделка бортов;
выравнивание профиля на дне выработок;
удаление рыхлого и смерзшегося грунта;
уплотнение грунтового слоя.
Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами должна вестись с максимальным учетом особенностей эксплуатируемых машин, а также основных моментов такой работы. Одним из них (и, пожалуй, важнейшим) является тип грунта.
Экскаваторы с одним ковшом являются особой разновидностью строительной техники, способной выполнять широкий спектр землеройных работ. Цикл разработки грунта экскаватором с одним ковшом выглядит примерно так:
Врезка в слой с последующим наполнением чаши ковша.
Подъем ковша для последующей высыпки грунта из него.
Подъем стрелы к площадке для высыпания.
Непосредственная высыпка выработанного грунта в отвал или в кузов самосвала.
Разворот стрелы с ковшом к месту дальнейшей разработки.
Подача ковша к месту последующей срезки грунта.
Одноковшовые экскаваторы, с чьей помощью чаще всего и разрабатываются грунты 1-4 классов, могут быть реализованы на основе различных типов шасси:
Пневмоколесное. Наиболее распространенный вариант, но не отличающийся особой устойчивостью.
Гусеничное. Высокопроходимый вариант экскаваторов с хорошей устойчивостью за счет большой площади гусениц. Может применяться для выполнения разработки грунта в сложных природных условиях. Не отличается быстроходностью и возможностью самостоятельного длительного передвижения к месту разработки (требуется транспортировка на специализированном транспорте).
Рельсово-шагающие. Карьерный тип одноковшового экскаватора с хорошей маневренностью и сниженным давлением на поверхность земли.
Шагающее. Устойчивые, производительные, чаше всего применяемые в карьерах специализированные машины.